4 и 5 марта 2017 года виртуальная Дива Хацунэ Мику впервые выступила вместе с группой барабанщиков тайко – KODO, дабы передать всему миру очарование традиционных японских барабанов.

В преддверии этого представления, японское издание «animate Times» проводила серию интервью с вока-пи, чьи песни входили в сетлист этих концертов!

На этот раз в гостях у издания оказался wowaka, автор песен «Two-Faced Lovers» и «World’s End Dance Hall». После выпуска альбома «Unhappy Refrain» в 2011, wowaka покинул вока-индустрию, начав индивидуальную большую карьеру со своей рок-группой Hitorie. Здесь мы услышим о его прошлом, настоящем, и об отношении к VOCALOID. Памяти музыканта посвящается.


Радость, которую я обрёл с VOCALOID


animate Times: wowaka-сан, когда и как вы впервые познакомились с VOCALOID?

wowaka: Это было где-то лет 10 назад, когда я впервые столкнулся с этой технологией. В то время на NicoNico Douga набирала популярность песня «Miku Miku ni Shite Ageru♪», и это был первый раз когда друг рассказал мне об этой штуке.

Однако, более активно я заинтересовался этим несколько позже, когда свет увидела песня «Last Night, Good Night» от kz.

Ощутив, как эта музыка задевает некие струны моей души, ощутив возможность создания такого уровня песни в одиночку и всё сильнее очаровываясь возможностями технологии VOCALOID, я окончательно увлёкся этим.

Однако, поначалу всё было не очень гладко, так ведь?

Верно. Впервые сделать что-то самостоятельно я захотел где-то в марте 2009.

Однажды я просто не выдержал и, собрав все свои сбережения, отправился в магазин электроники в Кичиоджи чтобы купить ПК, аудио-аппаратуру и дистрибутив Хацунэ Мику. Я скучаю по этим временам (смеётся).

Так всё началось с ПК?

Да. На тот момент у меня был лишь слабенький ноутбук, который я приобрёл, выпустившись со старшей школы, так что я решил что с ним мне будет тяжеловато. Работа над песней заняла около месяца, затем я закончил постобработку, сделал клип, запóстил его и таким образом начал свою карьеру.

Было тяжеловато разобраться с устройством программ и как всё работает, но это было весело.

С момента первой публикации вы стали выпускать песни в довольно высоком темпе, по песне в месяц, если быть точным.

Ну, да. Сочинять песни – это очень увлекательно. Ведь они могут быть услышаны кем-то, кто даже не видел вас в лицо. И тем не менее вы получите прямой отклик к ним, в духе «Я хочу создать песни ещё круче!» или «Я хочу услышать больше подобного!»

Что для вас было наиболее запоминащимся в вашей вока-деятельности?

Дайте-ка подумать… Мне вспоминается мой первый день в торговой точке исключительно по вокалоидному мерчу.

Есть такой чувак, NashimotoP. Почему-то мне почувствовалось будто мы с ним мыслим на одной волне, так что я связался с ним по e-mail и предложил: «Не хотел бы ты вместе со мной продавать CD на ивентах?»

Таким образом мы с ним открыли стенд в торговом комплексе «Sunshine City» в Икебукуро (квартал в Токио. – п. п)… К тому времени было готово около 1,000 дисков.

Вы подготовили 1,000 копий для своего первого ивента?

Что ж, да.. Всё, конечно, было здорово, но, глядя на эти нагромождения картонных коробок, я думал про себя: «И кто вообще придёт это покупать…» Каково же было моё удивление, когда с началом ивента множество людей стало собираться у нашего стенда и со сверкающими глазами выстраивались в очереди чтобы купить мой диск.

Я был искренне счастлив осознать, что люди, которых я мог лишь примерно представить себе на такой обширной площадке как Интернет, слушали мою музыку и были так «решительны». Я до сих пор помню те живые ощущения опыта что я испытывал, передавая свои песни прямо в чьи-то руки.


Так давайте танцевать!


Итак, в концерте «Hatsune Miku x KODO» были использованы две ваших песни: «Two-Faced Lovers» и «World’s End Dance Hall». Понимаю, что это дело уже давно минувших лет, и вы наверняка думаете: «Что? Сейчас об этом?!», поэтому нормально ли будет обсудить эти песни?

Оох, но мне довольно непросто говорить об этих песнях.

Хм, не знал об этом.

Есть много нюансов, которые сложно объяснить в контексте того, какие посылы или мысли я вкладывал лично в свои песни. К тому же, с течением времени, я могу иначе смотреть на какие-то вещи, иначе думать, поэтому мне довольно тяжело говорить о них.

Тогда, могу я сперва спросить вас о «Two-Faced Lovers»?

Ну, в «Two-Faced Lovers» нет какого-то чёткого посыла. Так что да, она родилась от парня или некоего нюанса, мрачного как плохая погода. Даже если тогда я был не в себе, слова переполняли меня, и если бы я спел это вместо Хацунэ Мику, то всё бы свелось к какому-то стону… Что-то вроде того.

Эта песня была исполнена глубокими чувствами, наполняющими мир, людей и музыку. Тем, что обычно нельзя выразить словами.

А что насчёт «World’s End Dance Hall»?

Эта песня интерпретировала тему «простых танцевальных номеров». Тоесть, так называемый «танец» на словах звучит очень ярко, броско… На сцене много людей и создаётся образ такого весёлого, ритмичного мира, полного ярких персонажей. Тогда моё видение было каким-то таким.

Верно будет сказать, что подобные картины являются обычным делом для заведений, вроде танцевальных клубов.

Именно. И мне думалось, что это мир, не связанный со мной. Однако, я танцую, когда нахожусь один и слушаю музыку на высокой громкости или когда смотрю клипы в своей комнате (смеётся). Как бы то ни было, тело не ограничено в движениях.

Люди могут танцевать и сидя за столом, ПК или в кресле, даже находясь прямо перед монитором. «Ха, даже в тесной комнате можешь ты плясать. Твоё тело свободно, так давайте танцевать!», вот тема, стоящая во главе угла в «World’s End Dance Hall».

Понятно. Грубо говоря, это танцевальный номер для отвода души.

Да, в общих чертах – так.

Довольно неожиданный факт. В добавок, эти две песни достигли свыше миллиона просмотров. Как бы вы сами объяснили секрет их популярности?

Ну, если честно, я даже не знаю. Мне чувствуется, что здесь поработала некая таинственная сила. Но если бы я попытался назвать её, то, наверное, назвал бы «wowaka-концентрация» или короче «wowaka-центрация».

Что вы подразумеваете под «wowaka-центрацией»?

Познакомившись с VOCALOID и сочиняя музыку, я придумал и освоил приёмы в духе «То, что я делаю, является интересной частью меня» и «Как выжимать всё из своих миксов». Если в двух словах, это о текстах и мелодиях.

Думаю, впервые осознанно применил я их, работая над «Two-Faced Lovers», и постарался использовать их эффективность на максимум. Эдакий wowaka-подобный компонент… «wowaka-центрация» делает песни более мрачными, нелицеприятные моменты остаются без прикрас… Я думаю об этом так.

И две таких песни были представлены в живом исполнении на «Hatsune Miku x KODO». Что вы чувствуете по этому поводу, wowaka-сан?

Это не ограничивается лишь сим мероприятием. У меня было немало возможностей исполнять свои песни вживую, и каждый раз я говорил: «Песни, начинавшиеся как неказистые танцевальные номера, теперь открылись в максимальной форме живого исполнения». И этот факт меня воодушевлял.

Я думаю музыка преодолевает все ограничения, которые я сам себе возвожу. В этот раз я сотрудничаю с KODO и даже не знаю насколько отлично всё выйдет, так что с нетерпением жду что произойдёт дальше.


Чтобы спасти себя


wowaka-сан, в 2011 году вы завершили свою деятельность с VOCALOID выпуском песни и одноимённого альбома «Unhappy Refrain» и теперь выступаете с группой Hitorie. Расскажите, что сопутствовало этому?

На то время я сделал всё, что хотел с VOCALOID, и что мог сделать. С момента релиза альбома «Unhappy Refrain» я жил затворнической жизнью, мучаясь размытыми психологическими проблемами около полугода. Мысли в духе «Что мне делать дальше…?» не покидали меня.

И думая о том, как спасти себя, однажды я нашёл ответ. Он пришёл ко мне в своём текущем виде.

Как вы пришли к своей работе с группой, пережив такой тяжёлый период?

Так как раньше я работал с вокалоидами, то были люди которым нравились эти песни. И в тоже время я чувствовал, что этот «чувак wowaka», стоящий за этими песнями, тоже был любим.

Я думаю VOCALOID дал рождение моей экспрессивной личности и «воспитал» меня. С другой стороны, меня не покидали сомнения и беспокойства насчёт того, что же стало со мной, кем являюсь именно я, какой будет эта жизнь, и что грядёт в будущем? Я чувствовал, что не было иного выбора, кроме как петь самому и стряхнуть с себя всё это. Мне показалось, что я прозрел.

Это небыло домыслами, в противном случае я бы просто погиб. И в исполнении песен только форма музыкальной группы показала волшебство музыки неопытному мне – что всё, что я надумал себе, лишь моё воображение. Затем я собрал её текущих участников.

Есть ли какая-либо разница при написании песен для VOCALOID и для группы?

Ещё какая, это совершенно разные вещи. Даже если рассматривать музыкальную часть, то очень большая разница писать ли музыку в одиночку, или её пишут четверо человек. И я думаю это самая важная часть, но, в случае с группой, даже если вы приведёте кого-то, играющего на должном уровне, то это всё равно будет ощущаться иначе, потому что поменяется коллектив.

Говоря о нас: мне, Шиноде, Игараши и Юмаоге – мы образовали то, что сейчас называется Hitorie. Я думаю в этом и состоит привлекательность группы, в её человечности. Это существенное её отличие от VOCALOID.

А с другой стороны, есть ведь и что-то общее в создании песен с VOCALOID и группой?

Верно… Самое главное – это мелодии, в конце концов. Если бы я не познакомился с VOCALOID, то моя текущая «мелодия» никогда бы не родилась на свет. «wowaka-центрация,» которую я упоминал ранее, напоминает мне, что труд, кровь и пот, посеянные в почву творчества, всё также продолжают нормально прорастать.


Хацунэ Мику воспитала меня

by hisokeee (via YouTube)

Вы уже говорили что «сделали с VOCALOID всё, что хотели и теперь с ней покончено», но есть ли возможность того, что теперь вы вернётесь к этому?

Нет, это не совсем так… Я определённо займусь этим, если захочу. С недавних пор я всё больше и больше думаю об этом и мне кажется, что я могу захотеть сделать ещё песню с VOCALOID.

Подразумеваете ли вы, что желание написать такую песню было сподвигнуто началом вашей деятельности с группой?

Возможно и так. Сейчас я совершенно отличаюсь от того «меня», каким был около пяти лет назад, так что думаю, что мы могли бы заняться чем-то таким.

В чём, по вашему мнению, состоит привлекательность создания песни с VOCALOID?

Думаю, загвоздка в том, что это что-то не человеческое. Сперва, технология речевого синтеза, как таковая, была в новинку для меня. И я считал, что это крутая штука, как технология и музыкальный инструмент, мне казалось это интересным.

Но если углубиться, то станет ясно что это история, которая не стоит на месте. Скорее, я думаю, что находка VOCALOID заключается не в этом. Вокруг неё собираются разношёрстные создатели, делающие композиции от хоровых акапелл до психоделического рока; от традиционных аниматоров до CG художников, т.е. людей в той или иной степени связанных с существованием VOCALOID.

Есть такое бесчисленное количество «типов людей», которых она привлекла. Я выделял свои вкусы, я был движим «крутыми» и «милыми» творениями других. Я завидовал, сталкивался с чем-то неизвестным и чувствовал как рождается что-то новое. В этом всё дело. Думаю, есть неисчислимое количество людей, которых спасла VOCALOID. Я один из них.

wowaka-сан, вы один из творцов стоявших на заре рождения такого огромного комьюнити. Что вы чувствуете в отношении VOCALOID теперь?

Я один из людей, спасённых VOCALOID. Если бы не эта технология, того парня, что вы видите, просто не существовало бы и, скорее всего, я бы даже не начал свою деятельность с Hitorie. А быть может и вовсе не занимался бы музыкой, как таковой. Быть может, я работал бы на обычной работе и жил нормальной жизнью.

Чувство, что я был воспитан как личность благодаря ей, очень сильно. Недавно мне подумалось что «Хацунэ Мику мне словно мать».

Хацунэ Мику вам как мать?

Да. Мать – это человек который любит, порой устаёт, порой страдает, но – это человек, который дал кому-то рождение и воспитал как самого себя. Очень важный человек, который не может говорить в мотиве крайней любви или ненависти. Я делаю музыку как «wowaka», я был рождён для того чтобы познакомиться с Хацунэ Мику. Это сущность, которой Мику, определённо, подарила рождение.

Мику также дала мне имя «wowaka», под которым я делаю музыку. Даже раскрывшись в новом качестве и продолжая заниматься сольной музыкальной карьерой, я не смог отбросить это имя, данное мне «родителем» при моём «рождении».
Так я думаю теперь. Однако с VOCALOID я сделал всё, что хотел, встав затем самостоятельно на ноги. Думаю, это было нечто вроде внутреннего бунтовства. Конечно, были и моменты, когда я был встревожен самим существованием Мику, как таковым.

Однако, это был совершенно необходимый процесс. Без него, здесь бы никого не было. Заслуга VOCALOID в том, что сейчас я спокоен и чувствую себя живым.

В этом году Хацунэ Мику празднует свой 10-летний юбилей. Что вы думаете о будущем Вокалоид-сцены?

Бывают такие времена, когда думаешь: «Эй, я в тупике!». Во всяком случае у меня. И, подумав об этом, можно здорово разозлиться. Однако, слушая новые вокалоид-песни, сделанные молодым поколением продюсеров, мне чувствуется как некая необычная аура собирается вокруг них. И мне это нравится.

Последние два года это ощущается особенно сильно. Без лишних слов, я думаю, что здесь должен быть новый контекст, больше и лучше. И кажется, что иногда лучше не понимать его сути… Ну, эм, думаю, что мне хотелось бы увидеть здесь некоего супергероя, появившегося из ниоткуда, когда его никто не ждал (смеётся).

Вроде ryo когда «Melt» обрела популярность?

Да. Но не просто кого-нибудь. А кого-нибудь неизвестного, того, кого никто не ожидает. Когда появляется столько талантливых людей, восстающих против застоявшихся устоев, мне становится любопытно что же случится дальше. Мы хотим увидеть что-нибудь свежее, нечто невиданное ранее.

wowaka-сан, спасибо огромное за ваше время. И наконец последний вопрос. Каковы ваши планы на этот год?

Я хочу взлететь как можно выше!

Индивидуально?

И индивидуально, и как часть Hitorie. Семь лет назад я родился как «wowaka». Я был воспитан существованием Хацунэ Мику, перенёс тяжёлый период внутреннего переживания. С трудом встав на ноги, я был раздражён. Теперь, окрепнув, я хочу летать, как сущность, творящая музыку. Я хочу парить.


Источник: https://vk.com/@hatsune_miku_fc-wowaka-interview

Переводчик: Сергей Губа (Nyase)

Редактор: Umari_Fox

Оригинал: https://www.animatetimes.com/news/details.php?id=1488338232

Посвящается памяти wowaka. Полное или частичное копирование только с указанием источника Hatsune Miku Fan-Club.

by @Alrosemelt (via Twitter)