Журнал WIRED — КАК ВИРТУАЛЬНАЯ ПОП ЗВЕЗДА ВЗОРВАЛА ЯПОНИЮ

10.02.2013

19 октября 2012  Джеймс Верини

Концерт Мику Хацуне начинается довольно обычно. Если вы когда-нибудь ходили с дочерью и племянницей на концерт, скажем, Джастина Бибера, то вы прекрасно знаете, как это бывает. Молодёжь беснуется, смеётся, издаёт такие звуки, которые взрослым недоступны, повторяет названия песен, как мантры. Группа аккомпанирует, следуя за более молодым голосом, щупленьким, но невозможно крутым солистом, напоминающим, только взрослого на вид, младенца с картин эпохи Возрождения. Следует, с каким-то детским восторгом.

В концертах Мику Хацуне есть момент, который совершенно точно указывает, что это для японцев. Мику — не человек. Она — виртуальный идол, голографическая звезда. Мику состоит из многих источников, основанных на популярном, постоянно развивающемся, программном обеспечении. Не каждый поклонник в состоянии или имеет желание определить, кто или что она такое. Все ее коллеги по группе — реальные музыканты и  играют на настоящих инструментах, но Мику проецируется на сцену и поёт, если так можно назвать работу голосовой программы. Она была запрограммирована для этого несколько месяцев назад и в тысяче миль отсюда.

Нельзя сказать, что её нереальность препятствует распространению популярности. Напротив, в настоящее время Мику является одним из крупнейших явлений в Азии и настолько же популярна в своей родной Японии, как символ SEGA — ёжик Соник [Sonic the Hedgehog]. Немало поклонников у неё и за пределами Японии. В прошлом Ноябре она давала концерт в Сингапуре, собрав более 3000 своих почитателей, причем всего лишь половина из них были женщинами и далеко не все молодыми. Они подпевали по-японски, не зная этого языка. Некоторые пришли в костюме Мику. Другие махали в такт куклами Мику. Одна девушка смотрела видео с Мику на своём телефоне, пока другая цифровая Мику пела прямо перед ней.

Один молодой человек, держащий фигурку Мику перед собой, как святыню, сказал, что её песни «очень трогательны». Другой, 15-летний фан заявил, что «необязательно быть человеком, чтобы петь хорошие песни».

13-ти летняя Эми, приехавшая вместе с подругой, еще больше лучилась энтузиазмом. Две фанатки были просто увешаны микиными регалиями — синий парик, серые рукава, и синий светодиод на гарнитуре. «Это даже хорошо, что Мику не человек», сказала она. «Она не собирается умирать. Она не собирается превращаться в Майли Сайрус, когда та напивается или что-то в этом роде.»

Эми впервые заинтересовалась Мику после просмотра песен с концерта в Сети. Затем она и не заметила, как полностью погрузилась в глубины субкультуры Мику, но она мало что знала о происхождении звезды. Об этом могли знать только создатели поп-идола.

Мику начала свою карьеру в качестве маркетинговой уловки. Почти каждая корпорация и организация в Японии имеет человекоподобный талисман, например, у телекоммуникационного гиганта NTT Docomo — Докомодаке —  гриб с мрачный лицом, в Tokyo Metropolitan Police — летающее мышевидное существо, названное Пипо-кун. Мику была задумана как талисман для Crypton Future Media , производителя программного обеспечения для виртуального инструмента, который создаёт звуки для рекламы, видео игр и пр.

В 2007 году генеральный директор Crypton, Хироюки Ито, искал способ улучшить продажи виртуальную голосовой программы, что была разработана с использованием технологии Vocaloid-2 от Yamaha. Первая версия Vocaloid продавались очень плохо. Эксперты предполагали, что дело в нереалистичном звучании. Но Ито не согласился (он то знал, что популярность в Японии всяких гуманоидных штучек неимоверна, если их, конечно, грамотно продвигать). Ито был уверен, что  Вокалоид`у был необходим aidoru — идол. Так или иначе, он обратился к известному в Токио иллюстратору визуальных новелл, называющему себя одним только именем Kei. Ито сказал Кей он хотел бы кого-нибудь милого, но со слегка резким характером, что бы привлечь творческую молодежь к Vocaloid. Кей вернулся с эскизом 16-летней девушки, которая была 5 футов, 2 дюйма ростом (158 см) и весила 92 фунтов (42 кг). У нее были длинные, тонкие ноги, кокетливые огромные глаза, вьющиеся синие волосы, которые достигали почти до земли, и компьютерный модуль на ее предплечье. Ее имя, Мику, означает «будущее», ее фамилия, Хацуне, «первый звук».

Небольшой офис Crypton находится на усаженном деревьями бульваре в Саппоро. Как и в большинстве японских городов это выглядит по старомодному мило. Итак офис Crypton. Здесь нет никаких роботов помощников. Вместо говорящей голограммы в конференц-зале ряды кукол и фигурок Мику понуро сидят на подоконниках.
Как и большинство поклонников Мику, Ито испытывает затруднения в определении категории вещей, куда попадает Мику. Он говорит, что не может считать её идолом или персонажем или мультяшкой.
«Она… Мику Хацуне». — заявляет Ито.
Представлял ли он предысторию для неё? Семья, дом, жизнь до того, как она стала вокалоидом?
«Нет!» — отвечает Ито — «Это настолько бессмысленно, что должно быть очевидным. Только возраст, рост, вес и одежду».

В самом деле, это было бы бессмысленно: Ито знал, что если Мику приживётся, то ее поклонники напишут свою историю. Таков гений, красота и гротескный фетишизм культуры отаку. Поклонники нежно и трепетно относятся к персонажам, в отличие от западного стиля знаменитостей. Известные люди быстро забываются в Японии, а популярность любимых персонажей — от Hello Kitty до Гандама — живет долгие годы. Когда персонаж из аниме или манги, комиксов, видео игр, линии игрушек или, даже порно, завоевывает популярность, поклонники увлекаются ими и делают новые варианты и вариации в их собственных домашних видео, мангах, играх, ещё больших порно. Японский термин для этого, Niji sousaku, переводится как «вторичные творчества».

Культурный критик Хироки Адзума называет подобные результаты «базой данных модели», созданной и развиваемой потребителями, для которых близость к оригиналу гораздо менее важны, чем собственные домыслы и детали. Адзума недавно писал: » Это довольно неопределённо, где реальный персонаж или реальный автор, потому что потребители редко осознают автора персонажа. Для них различий между оригинальными и побочными продуктами не существуют.»

Ян Кондри, профессор Массачусетского технологического института, который преподает курсы японской поп-культуры, в том числе раздел, посвященный Мику, говорит, что «персонаж служит в качестве платформы, на которой люди могут творить. Он становится связующим элементом и, благодаря совместному творчеству множества людей, оживает».

В экономике, страдающей от некоторого изоляционизма, отаку могут повлиять на судьбу не только некоторых продуктов, но и производящих компаний. Рассмотрим Гандама, самого знаменитого японского персонажа-робота. В 70-х годах, крупный японский производитель игрушек, Clover, создал Гандама и финансировал создание аниме с его участием, чтобы продажи шли лучше. Затея не удалась и аниме-сериалы свернули, но появился культ. Поклонники начали создавать манги с Гандамом и носить самодельные футболки с его изображением. Вскоре стали появляться фан-клубы. Вовремя заметив это, Bandai, компания, специализирующаяся на сборных моделях, выкупил права на персонажа. Сегодня компании Clover не существует. Bandai же, который позже поднялся на повальном увлечении Power Rangers, в настоящее время является третьим по величине производителем игрушек в мире.

Отаку существовали задолго до появления интернета, но интернет непередаваемо поспособствовал движению отаку несколько лет назад. Наберите в Google запрос «Hatsune Miku» — и вы получите более чем 22 миллиона результатов. Подавляющее большинство из них, к слову, приведут к поклонникам, а не к компании Криптон.

По словам Ито,  Мику «родилась»,  31 августа 2007 года, с запуском своего программного обеспечения. Программа еще не была столь популярной, но уже с самого начала, Мику привлекла много поклонников, которые начали обмениваться информацией. Crypton создал сайт, где фаны могли размещать свои творения, и в первый же день, в соответствии с замыслом Ито, там появилась иллюстрация Мику. И тут началось… Тысячи последователей. Распространение фан-сайтов. Появление собраний историй и мифов. Творения дизайнеров одежды, предметы коллекционирования, он-лайн игра; всё пошло в работу. Люди писали для неё песни. Кто-то выложил бесплатную анимационную программу, MikuMikuDance, для создания хореографии в её видео.

Сейчас поклонники создают материал в широком масштабе. По оценкам Ито, около 3000 фанатских песен для Vocaloid  можно найти на японских ITunes и Amazon, сотни тысяч видео Мику были загружены на YouTube. Песни Мику —  одни из самых востребованных караоке-мелодии в Японии.

Она помогла начать карьеру многим, ныне популярным, продюсерам, ди-джеям и аниматорам. Несколько поклонников увидели домашнее видео, в котором Мику играет на вымышленном инструменте, своего рода синтезаторе с сенсорным интерфейсом. Они развили идею и сделали его. Теперь это настоящий инструмент.

Это только в Интернете. В Токио, достаточно пойти в районе Акихабара, чтобы увидеть, насколько глубоко Мику шагнула в физическую Реальность. Акихабара — логово отаку. Реклама атакует все ваши чувства, кажется , что существуют лишь мерцающие баннеры и хихикающие девушки в костюмах. Вспыхивающие огни могут вызвать эпилептический припадок у чувствительных натур. Но как только ваши глаза привыкают, становится ясно, что офисные башни содержать не офисы, а магазины, этаж за этажом: оглушающая аппаратура, комиксы, куклы, фигурки, фетиш, порно, и магазины костюмов. И Мику есть везде. Аркадные игры с Мику, игральные карты с Мику, парики Мику. Наиболее интересные материалы на книжных полках. Существует множество интересных изданий, томик поэзии на которую вдохновила Мику, критические статьи поэзии Мику, очень красивое издание под названием Мику-4 одного из фанатов, ноты песен Мику адаптированные для фортепиано с Мику, сидящей за роялем, на обложке.

«Она вики-знаменитость»- говорит профессор Массачусетского технологического института Кондри. «Множество людей дают ей жизнь своими работами и творчеством.»

В 30-ти минутах езды на метро от Акихабара находится  штаб-квартира Sega. На припаркованном рядом фургоне, белой Тойоте, нарисована танцующая Мику. Увидев, каким феноменом она стала, Sega стала партнером Crypton в 2007 году. К этому моменту, большая часть работы, которая попала к ведущим разработчикам проекта Diva — игры Sega с участием Мику, уже была сделана. Почти все песни, наряду с эскизами её нарядов и пейзажами были созданы поклонниками (в том числе сотрудниками Sega, которые создавали материалы для Мику в своё нерабочее время). Команда дизайнеров под руководством Хироси Утсуми, выбирает лучшее из лучшего.
«Если они утверждают, что это для Мику»- говорит Утсуми — «Это — для Мику».

Не удивительно, что такая волна народного творчества привела к появлению и суб-жанра сексуальной Мику, в том числе в виде  жестоких садомазохистских мотивов. Неизбежно существует и рынок порно Мику. Это случается со многими персонажами в Японии, и это является источником неловкости для Ито и Утсуми, но они не препятствуют этому. Известно, что сексуальность является неотъемлемой частью ее привлекательности. «Для многих поклонников-мужчин, короткая развевающаяся юбка крайне важна»- говорит Кондри и добавляет — «Эротика — это ещё одна сторона партнерства поклонников, имеющих реальные эмоциональные реакции на все, что касается этого персонажа. »

В октябре прошлого года Кондри пригласил Ито к себе в университет на дискуссии по поводу бизнес-модели компании Crypton — открытие своего персонажа Мику для творчески настроенных поклонников. Идея заключалась в том, чтобы сравнить этот подход с практикой такой компании, как Disney, которая скорее подала бы в суд на любого, кто попытался бы создать свои собственные версии их персонажей. Кондри рассказывает — «После ко мне подошли студенты и сказали — Они все-таки сделали это, Ито и его Криптон! Будущее — за открытыми источниками!»

Концерты, с их написанными фанатами песнями, являются естественным продолжением духа этой концепции открытого источника, но, сначала, Ито неохотно дал такой шанс. В середине 1990-х годов японское агентство шоу бизнеса наняли разработчиков программного обеспечения для создания Кёко Дата, виртуальной звезды, с надеждой превратить ее в музыкальную сенсацию. (Кстати, роман Уильяма Гибсона  Idoru, о японской виртуальной поп-звезда, был опубликован в то же время). Изображение Кёко было взято от реальной модели, ее голос от реальных исполнителей. Она пела, танцевала и выглядела очень похожей на человека. И вот, после блестящего дебюта, она оказалась полностью провальным проектом. Японские фанаты сочли её настолько реалистичной, что от этого бросало в дрожь.

По крайней мере, на Мику, которая выглядит совершенно нереально, не было такой реакции. Кондри рассказал, что на встрече поклонников он спросил нескольких детей, почему Мику не вызывает у них никаких негативных реакций. Они отвечали — «Да, мы знаем, что она не человек. Нам  даже нравится, что она программа. Многие из нас, кому она нравится, больше общаются с компьютерными программами, чем с живыми людьми.»

Ее первый сольный концерт в Токио в 2010 году прошёл с аншлагом. С тех пор состоялось ещё шесть, в том числе летом и 2011 года в Nokia Theater, что в Лос-Анджелесе, где более 3000 человек посетили этот концерт, как часть аниме-фестиваля. У Crypton и Sega ушло более чем шесть месяцев трудов, чтобы разработать эти шоу, каждое из которых является эквивалентом скромного 90-минутного анимационного или игрового фильма. Почти все песни были написаны поклонниками, и некоторые из них, так или иначе, действительно, хороши музыкально (текст обычно оставлял  желать лучшего).
[Тут придётся немного вмешаться. Автор статьи скорее всего не говорит по-японски и пользовался английскими переводами. Я, как переводчик многих песен Мику, прекрасно знаю, насколько разные по качеству могут быть английские переводы. И даже лучшие из них сделаны непрофессионалами. Поэтому с этим утверждением можно поспорить, хотя такое мнение тоже имеет право на существование. Некоторые песни просто «разваливаются» на отдельные фразы и собрать их воедино не удаётся даже после нескольких дней работы и с английским, и с японским текстом. Язык музыки же, напротив, интернационален. Здесь, имеющий уши да услышит. Волча]

Похоже, поклонники — сильнейшая и лучшая часть выступления Мику. Sega делает фильмы о концертах высочайшего класса, со специальными перемещающимися особо светочувствительными камерами и выкладывает материал в интернет. Вот почему Мику выглядит столь изумительно на YouTube. Это еще один гениальный маркетинговый ход. (Некоторые журналисты пересекли пол мира, чтобы увидеть ее.) Но вживую, она вызывает разочарование. Она действительно только 5 футов 2 дюйма, не великанша и не лучится со всех сторон люминесцентным светом. В действительности, Мику — мультяшка на экране, шикарно одетый Бурундук из мультфильма.

И она просто ступень к будущим виртуальным развлечениям. На музыкальном фестивале Coachella в апреле, виртуальный Тупак Шакур был спроецирован на главной сцене во время выступления Dr. Dre и Snoop Dogg. Графика, созданная фирмой Digital Domain Джеймса Кэмерона, была значительно более ослепительна, чем шоу Мику, хотя основной метод проекции — оптическая иллюзия известная как Pepper’s Ghost — была той же самой. Digital Domain также разрабатывает виртуального Элвиса!

Однако, миниатюрные размеры Мику и экрана, казалось, никого не беспокоили на концерте в Сингапуре. Возможно потому, что «реальное появление» Мику не было столь важно для всех. Они уже знали, что их привязанность к ней, её образ давно опередили её создателей. Более важным для её поклонников было получить больше вдохновения от неё, узнать новых авторов её песен и, наконец, увидеть друг друга в лицо. И, конечно же, махать светящимися палочками.

Я встретил одну девочку, которая разделяла моё разочарование. Ей было 8 лет, достаточно мало, чтобы воспринимать Мику без излишнего энтузиазма. Когда я пробирался сквозь толпу, она потянула меня за рукав. Она выглядела несколько запутанной. «Извините меня, это что, робот?» Спросила она, указывая на сцену. Ее мать посмотрела на меня с надеждой.
Я запнулся, «Нет, это … цифровое проецируемое изображение.»
Выражение ее лица не изменилось.
«Как в мультфильмах», добавил я.
Никакого эффекта.
«Как, ну не знаю, как… Белоснежка»
Мать кивнула. «Это картинка,» сказала она девочке.
Девочка нахмурилась и посмотрела в сторону, светящихся красным, знаков выхода.

[Не хотел я оставлять комментариев, но скажу пару слов. Конечно, я не был и не планирую посещать концерты Мику, возможно они оставляют чувство разочарования. Иногда лучше быть подальше от объекта своей любви или почитания. Но, местами автор противоречит сам себе. Тупак и Элвис давно умерли, а ожившие мертвецы — не лучшие иконы музыки любого жанра. Мику родилась и живет в Виртуальности и, похоже, ей там неплохо… И жить она будет до тех пор, пока жив хотя бы один её поклонник… Волча]

464 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Волча

Занимаюсь новостями и ухаживаю за сайтом.
Не хотите присоединиться?
0

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.