старый сундук (19): рояль в кустах

рояль — народный инструмент никакого народа. слишком поздно он появился, когда все уже разобрались. значит, кто раньше встал — того и тапки, кто захочет, тому он и будет народным инструментом. японцам такое дело пришлось очень даже кстати, они быстро научились не только на рояле играть, но и рояли строить, и известная нам Ямаха не только вокалоид умеет делать, но и один из международных лидеров в производстве этого инструмента.

вокалоидная музыка с роялем давно знакома, и в сундуке уже много скопилось тому примеров. немного из этого вороха сюда попадёт, но прежде чем к делу приступить, кое-что надо бы пояснить. разговор этот будет для тех, кого интересует именно музыка и кто готов слушать её внимательно. потому что рояль порой будет вроде и не очень слышен, но в том-то и дело, что этот инструмент может играть свою роль и партию по-разному, что я собственно и собираюсь показать.
ещё предупреждение: не будет того, что называется piano ballad (тут и без меня всё ясно), а также не будет некоторых известных мастеров рояля, таких, скажем, как Oster Project или Marasy — с ними тоже всё ясно, и о каждом из таких людей стоит поговорить отдельно.

ну а теперь после долгого предисловия переходим к самой музыке. я давно как-то обещал доказать, что самая лучшая кошечка — это Рин. и вот это доказательство: pet❤me!, песня Can-dy / きゃんでぃP, и перед такой кошечкой устоять — если она предлагает тебе стать хозяином… правда, в припеве она каждый раз утверждает, что всё это なんちゃって!, что придуривается, но как-то неубедительно. собственно же о музыке: в этой песне рояль берёт на себя весь ритмический рисунок, весь этот угар, который то ли правда, то ли нет, уж решайте сами:

 

песня ツギハギスタッカート / Patchwork Staccato / «Лоскутное стаккато» очень неплохого музыканта とあ / Toa у нас уже всплывала (и не удивительно). но по другим поводам, а к тому же я даю тут вариант с видео, которое сделал художник  火種 / Hidane — оно вроде и незамысловатое, но очень подходит. музыкальный термин стаккато значит «отрывисто», то есть это такое исполнение, когда каждый звук звучит словно отдельно. а уж рояль с его клавишами позволяет делить мелодию на отдельные звуки очень даже хорошо, так что она словно рассыпается на множество кусочков (как лоскутная вещь), а всё же остаётся целым:

 

песню アイロニ / Irony /  то есть «Ирония» сочинил   すこっぷ / scop, а видео, которое мне очень нравится, сделал  はるはる / Haruharu. сначала кто-то может и подумает: а при чём здесь рояль? но торопиться не надо, а стоит внимательно послушать, и тогда будет ясно, что рояль может быть и на первом плане, и отходить на второй план, но в любом случае он придаёт музыке своеобразную глубину звучания:

 

не уверен, что японцы действительно понимают это заморское слово ирония, да это наверное и не важно ups

следующая песня, ドミノ倒シ / «Эффект домино», была примечена давно, но только недавно, пытаясь разобраться в сундуке, обнаружил, что ведь и её сочинил scop. ну что здесь удивительного? как раз наоборот: да, этот музыкант хорошо работает с роялем, за это сюда и угодил. мне ещё очень нравится видео — оно такое японское (художник まつとり / Matsutori ):

 

 

наши японские друзья не всегда стремятся сделать свои вещи доступными внешнему миру. ждёшь-ждёшь иной раз, не всплывёт ли песня или пьеса на тьюбе — и не всегда дождёшься. это к тому, что следующая вещь, которую мне не терпится сюда поместить, остаётся пока в ограниченном доступе. ну что же, значит обойдёмся пока тем, что есть.

クチサキ / kuchisaki — музыкант в нашем деле не самый известный. но его мини-альбом Ame notes #1, как мне кажется, очень

даже неплох. мне в данном случает понадобится его пятая дорожка, ひとしずく / Hitoshizuku. слушать будем на soundcloud, и что касается собственно звука, мне эта площадка очень даже нравится. так вот, песня эта с интересным музыкальным сюжетом. начинается она как piano ballad, а я ведь обещал, что этого не будет, и тут меня могут обвинить… но торопиться не надо. там дальше будет очень интересно. и рояль при этом очень даже на своём месте, но в разных ролях. старушка Мейко (под неё сделан весь альбом) звучит местами, по-моему, не идеально, но у нас тут не вокал, у нас рояль. а в остальном всё нормально:

 

одна из бед наших, конечно, что ребята размещают свои сочинения как и где попало, совершенно о нас не задумываясь. поэтому кое от чего приходится отказываться. хотел было разместить ещё одну вещь, но выяснилось, что всплывшая было на тьюбе, она оттуда уже благополучно исчезла. но ничего. есть и сознательные японцы, которые сами кое-что (но тоже не всё ) размещают в доступном для прочих частей мира виде. среди них めひかり / Mehikari, использующий рояль разными способами. иногда рояль у него на первом плане, как вот этой вещи, レモンと麦茶 / Lemon to mugicha («Лимон и ячменный чай», что это за ячменный чай, который уже попадался мне в песнях, понятия не имею):

я бы сказал, что это прямо фортепианная соната какая-то. прямо Доменико Скарлатти по-японски. ну а кому это простоватым кажется, да и одного японского народного инструмента, то есть рояля, маловато, могу предложить кое-что посложнее. в этой вот «кукушкиной этике» (時鳥エシック / Hototogisu eshikku) всего навалом, и традиционные японские инструменты перепутаны с европейскими самым нахальным образом. и вот попробуйте разыскать здесь рояль:

 

(на картинке, кстати, у Мику с инструментами бедновато. несправедливо это think ).

 

в очередной раз оказалось, что композиции, которую я хотел запустить, в сети в свободном доступе нет. ничего, сундук большой, всегда что-нибудь на замену отыщется. clean tears — человек, настрогавший две сотни вокалоидных вещей, и среди них есть разное. в патнадцатом году он выпустил альбом с переделками старых мелодий, названный поэтому Sound Collection — New Original

  на тринадцатой дорожке там находится вещь, на которую не многие обратили внимание, 虹 / Niji, то есть «Радуга». ну и зря, что не обратили, а сюда она в самый раз будет. начинается она как фортепианная, и кажется, что так и дальше будет, но постепенно к роялю пристраиваются другие инструменты, пока он не утопает в классическом оркестре и ритм-группе:

 

пожалуй, надо бы уже подумать о том, чтобы закругляться, потому как в сундуке много ещё всякого разного. и всё же не могу сделать это вот так сразу, а потому ещё несколько вещей перед финалом. вот эта вещь не слишком известного, но вполне достойного музыканта, Sedo Sounder, к тому же с не очень частым вокалом Mayu. и вообще поначалу вам может показаться, что нечего этой песне тут делать, потому что если там что и звучит, так что-то вроде бандонеона, потому что песня — какое-то сумасшедшее по темпу танго. но, как я часто советую, спешить и тут не стоит. называется песня わるぐち / Waruguchi, то есть «Сплетня» (а то и «Травля»), и представляет она собой жалобу этой само девушки. в общем, в который раз приходится признать, что не очень радуют нас наши японские друзья радостными сюжетами. хотя по музыке и не скажешь…

 

следующая песня, полагаю, вопросов не вызовет. с роялем тут всё ясно, вещь сделана в общем в классическом духе «джазовое фортепианное трио (с подключением гитар) + вокал». поёт MEIKO (с подпевом WIL). автор тоже не слишком известный,  雪月 / Yukitsuki, называется вещь open and close:

 

тему эту без труда можно было бы продолжать бесконечно, потому что и вещей с роялем много (даже с учётом ограничений, которые я на себя принял), а к тому же число их постоянно растёт. и лучше закончить — по крайней мере пока, может потом вернуться. но вот эту вещь я бы хотел привести здесь в любом случае:  キミハ、ボクノ、  автор  チャリけんP / CharikenP, вокал MEW. относительно того, о чём эта песня, автор сделал истинно японское по краткости примечание:   , то есть «кот» (ну или «кошка»). судя по всему, это чистая правда:

песня вполне в духе бразильской боса нова и построена очень похоже на то, как выступал ансамбль Brasil 66 (примеры можно посмотреть и послушать в моей старой записи: //mikupa.ru/node/856 ).

ну и завершить тему я хочу работой очень достойного музыканта (много работающего с роялем) по имени Oragestar:  回る空うさぎ / Mawaru sora usagi / «Кружение небесного кролика». вещь относительно новая, а мне она нравится именно виртуозной партией рояля, который, как может показаться, временами вообще играет сам по себе, но на самом деле это не так:

 

 

ну и наконец, почему рояль в кустах. очень старая шутка. очень-очень. когда-то в давние времена прямого эфира на телевидении почти не было (спорт, понятно, и кое-что ещё). в основном по сценарию, тщательно записывалось, монтировалось и прочее. но участники старательно делали вид, что это у них «живое общение» (с пятого дубля giggle ). разыгрывали сюрпризы, случайные встречи, изображали удивление. скажем, идёт разговор с музыкантом.

ведущий (как бы неожиданно): а Вы не могли бы сыграть нам?

музыкант (как бы растерянно): вот прямо здесь? но у меня же нет инструмента…

ведущий: а знаете, у нас довольно случайно нашёлся вполне подходящий!

искусственность часто была видна, и поэтому родилась пародийная шутка: «знаете, у нас тут совершенно случайно оказался рояль в кустах», — не только про ТВ, но и вообще про все случаи, когда что-то заготовленное заранее довольно неловко выдаётся за абсолютно случайное.

 

230 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

0

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.