Концерт Miku EXPO в Сиэтле. Виртуальное безумие

04.05.2016

Статья из интернет журнала KOTAKU, написанная очевидцем событий и посвященная концерту Мику Хатсуне в Сиэтле в рамках Miku EXPO 2016.

 

Толпа обезумела от виртуальной поп-звезды на Miku Expo

Я видел огромную толпу вокруг сцены, на которой пела, выросшая из интернета аниме-девочка.
Я видел как забитый зал разразился дикими воплями, когда преобразованный из текста голос произнес: «Привет Сиэтл!»
Я видел наш сегодняшний день, в который ворвалось чудо киберпанка.
Это было на живом концерте Хатсуне Мику в WaMu Theater в минувшие выходные.

И это было просто обалденно!!!

Все выглядело так: Виртуальная звезда, мгновенно узнаваемая по длинным, почти до пола, хвостикам, появляется на полупрозрачном проекционном экране, расположенном в центре сцены. Экран достаточно широк, чтобы дать ей некоторое пространство, чтобы танцевать и свободно передвигаться в то время когда она поет. Она не стоит в одной точке. Там же, на сцене, живые музыканты аккомпанирующей группы, хотя они и разнесены по краям сцены, так что большая часть пространства остается под экран проектора. ( Группа Anamanaguchi, выступающая на разогреве Мику в Североамериканской части этого тура, должна выступать с такой же установкой, которая мешает, обычно энергично перемещающейся по сцене, команде.) Искусственность не скрыта: вы можете видеть экран и все остальное, но, походу, это не имеет особого значения.

Miku EXPO 2016

Песни летят в темпе энергичного клипа и заполняют почти два часа бодрыми, мелодичными, насыщенными электронными эффектами, поп-композициями. Если вы поклонник и уже знаете песни, вы получите огромное удовольствие прослушав их еще, размахивая светящимися палочками в толпе единомышленников. Если нет, все равно — это в высшей степени приятные мелодии. Большинство из них на японском языке без каких-либо переводов.

Здесь нет ни перерывов, ни шуточек, ни болтовни со зрителями. В конце концов, Хатсуне Мику является вокалоидом, одним из немногих вымышленных персонажей, разработанных Crypton Future Media. Она поет и танцует, эффектно меняет костюмы в мгновенние ока, поет, переодевается и делает это снова и снова, без необходимости перерыва. Она реально машина.

Мику начала выступать на концертах с 2009 года [наша статья о Первом концерте Мику], сначала в Японии, а затем по всему миру. Виртуальная звезда является одним из тех международных явлений, которые оставляют равнодушными много людей, особенно западных музыкальных критиков или журналистов. Популярные музыкальные критики, которые пытаются освещать явление вокалоид-музыки или делают акцент на искусственности — «САМАЯ НЕРЕАЛЬНАЯ ПОП ЗВЕЗДА В МИРЕ» — именно такой заголовок поместила CBS News в 2012 на передовице [перевод Этой статьи ]. Или они пытаются объяснить феномен вокалоидов особенностями Японии (получив бонусы от отаку и адептов синтоистского анимизма!).

И, наконец, есть тенденция предполагать, что вокалоиды представляют собой переломный момент для всей музыки. «Является ли всплеск популярности Мику Хатсуне концом музыки, какой мы ее знали?» вопрошает Нью-Йорк Таймс. Такого рода критикам вокалоиды видятся как конечная остановка нескольких основополагающих культурных трендов: социальных медиа, синтеза и искусственности, культурной фрагментации.

Никто даже не пытается обмануть аудиторию, что за этим стоит некое живое существо

Вообще-то есть кое что интересное, если говорить об искусственности вокалоидов. Вокалоидов легко принять частично из-за давнишнего восприятия поп-исполнителей. Подумайте сами: композиторы пишут для них песни, дизайнеры выбирают для них одежду, менеджеры опрелеляют их имидж. И что же от них требуется, кроме как красиво выглядеть и шевелить губами под заранее записанную и тщательно обработанную (а иногда и вообще чужую) фонограмму? То, что быть поп-звездой — это просто имитировать бытие поп-звезды — настолько прижившаяся идея в обществе, что не нуждается ни в каких доказательствах.

Вокалоиды используют свой собственный особый подход в смешении реальности и искусственности в поп-культуре. Мику Хатсуне представляет собой систему, состоящую из персонажа и программного обеспечения, что позволяет любому выставить нужные ноты, наложить текст, установить эффекты. Никто даже не пытается обмануть аудиторию, что за этим стоит некое живое существо. Ее голос, очевидно, синтезируются, физика движений ее волос невозможна в реальной жизни, и так далее. В некоторых из ее самых популярных песен используется ее возможность петь так, как недоступно людям: резкие изменения тона, заикание, невозможная скорость, она реально компьютерная программа.

Общая искусственность любого вокалоида в том, что он не привязан к определенной личности композитора или сочинителя текстов. В этом самая большая проблема, но это именно тот атрибут, в котором спряталась эстетическая сила вокалоидов. Это отлично проиллюстрировано в песне «Исчезновение Хатсуне Мику», кстати, очень популярной. (первоначально записанная в 2008 году, примерно через год после выпуска Мику Хатсуне в 2007 году). Эта песня изображает самосознание и самосозерцание Мику перед лицом ее собственной быстро приближающейся смерти.

Ее кризис в потоке быстро скачущих мыслей, которые она проговаривает монотонным голосов с недоступной человеку скоростью:

Как только я родилась, я поняла что создана лишь в подражание людям, Вокалоид» обречён петь вечно, лишь пока я пою, я буду существовать, Я лишь музыкальная игрушка, повторяющая созданные песни, Засыпая внутри монитора, я гадаю, должно быть я уже удалена в «корзину», Все мои воспоминания стираются файл за файлом....

Самым примечательным в тексте этой песни является то, что часть ее жалобы в том, что она родилась только подражать людям, причем именно в этот момент, она поет не по человечески — настолько быстро. Таким весьма лукавым образом, песня отговаривает вас судить ее как человеческое существо и призывает вас увидеть ее собственные, нечеловеческие достоинства.

Miku EXPO 2016

«Исчезновение Хатсуне Мику» является популярным номером, и эта песня была исполнена на концерте Miku Expo 2016 в Сиэтле. В окружении ликующих поклонников, я наблюдал, как Мику явно боролась за жизнь, рвалась наружу и ритуально «умерла». Это был такой офигенно мощный эффект, какого я никогда не испытывал на концертах! Это современное мифотворчество!

А зрителей на концерте было полно: возбужденных, благосклонных, вызывающих, как, впрочем, и следовало ожидать. Было много косплея Мику в ее различных нарядах. Немало было и других вокалоидов (Megurine Luka и Kagamine Rin однозначно были фаворитами). Были мамы сопровождавшие своих дочерей, застенчивые молодые люди с редкими бородками на лицах. Один человек пришел в костюме лука-порей, ссылка на ранний интернет мем Мику [О происхождение этого мема в статье Мику Хатсуне и лук-порей]. Он был чрезвычайно популярен.

С театральной точки зрения, есть что-то недостающее, что-то вроде энергии вакуума, когда ваш главный исполнитель проецируется и синтезируется. Реальное человеческое существо в центре сцены имеет трудно определяемое качество называемое «эффект присутствия», некая энергетика, привлекающая внимание аудитории. Выступающие вокалоиды ее, конечно, не имеют, но живая группа поддержки помогает укрепиться в мысли, что нечто непосредственное и реальное все-таки происходит и мы не пришли просто посмотреть видео. Светящиеся палочки так же добавляют интерактивный компонент, что к тому же еще и красиво, особенно когда зрители скоординированы.

Кредит доверия для Мику Хатсуне

Что действительно создает атмосферу — так это энтузиазм аудитории. Поклонники любят давать кредит доверия своим кумирам и это как никогда подходит Мику. Поклонники пишут свои песни, делает ее музыкальные клипы, рисуют свои иллюстрации. Любой желающий может купить программу и написать свою песню для Мику. MikuMikuDance — программное обеспечение для создания танцующих персонажей-вокалоидов для музыкальных клипов.Это бесплатное программное обеспечение создано одним из поклонников.

Это взаимодействие между децентрализованными создателями и участниками фан-культуры коллективно решает, какие работы принимаются как истина. Смерть Мику как изображается в той песне, ее сложные отношения со своей аудитории, ее скандальный роман с Лукой — все эти сюжетные линии, которые были сформированы и застыли в фанатских медиа. После того, как одна истина установлена, появляется новое движение, добавляя вторую истину, и так далее, пока весь мир вокалоид не был построен.

Мику либо работает для вас, либо нет. Если нет, то сложно получить основные факты о ее устройстве. Ее голос обновлялся в течение долгого времени, но все-таки он недостаточно хорош для реально профессионального пения. Ее модель и движения довольно хорошо отточены, но и они несовершенны. Учитывая, что она — генерируемый компьютером персонаж, который может сделать буквально все, некоторые из ее танцев удивительно неестественны и некрасивы. Почему люди платят нехилые деньги, чтобы прийти на живой концерт? Как Мику Хатсуне удалось продать столько концертных площадок с Востока на Запад?

Miku EXPO 2016

«В средней школе один из моих хороших друзей показал мне вокалоид-видео» сказал Аарон Стил, студент Университета штата Вашингтон, который присутствовал на концерте Miku Expo. «Сначала колебался, нравится мне это или нет, но, как минимум, мне это казалось странным. Но после просмотра нескольких видео, я понял, что это действительно инновационная программа и восхищался, насколько тяжелую работу проделали композиторы, создавая эту музыку.» Стил предположил, что использование и манипулирование программным обеспечением Вокалоид это искусство, которое может быть оценено само по себе:»Каждый композитор в состоянии использовать Вокалоид по-разному, чтобы соответствовать настроению его песни и продемонстрировать свои сильные стороны».

Солон Скотт, который познакомился с вокалоидами посредством ритм игр серии Project Diva, активный пользователь youtube, повторил эту мысль. «Вокалоиды являются платформой для художников и разнообразных форм выражения,» сказал он. «Как можно не любить их только за то, что все еще предстоит сделать.»

Чем больше я говорил с поклонниками, которые были на концерте, тем больше я убеждался в точке зрения: вокалоиды являются площадкой для создания и обмена информацией с чем-то, что гораздо важнее, чем что-либо, имеющее отношение к конкретной личности или персонажу Хатсуне Мику. Она даже не персонаж, а скорее среда, общая творческая основа, которая усиливает и отражает все чем занимается каждый в ее сообществе.

По дороге домой, наш водитель завязал разговор и спросил нас, что происходило в центре города?

Моя подруга Джессика попыталась объяснить: «Это был концерт Хатсуне Мику», сказала она. «Это вокалоид, она поет и танцует, но она не реальна, она программа и голограмма. А все ее песни написаны людьми из Интернете.»

Повисла пауза.

«Я из тех, кто не поспевает за временем,» сказал водитель в конце концов.

Я смеялся, но он, казался загнанным в угол и не знал, как продолжить разговор.

«А она горячая штучка?» Наконец спросил он.

Водитель выглядел примерно моего возраста, но в тот момент я почувствовал себя ребенком, который просвещает своего невежественного папашу ( «Я предполагаю, что она есть? Но это не факт, папа «). Пропасть между нами была настолько велика, что дальнейшее обсуждение было бессмысленно. Это напомнило мне о том времени, когда Мику появилась на «Позднем шоу Дэвида Леттермана».

Miku EXPO 2016

«Наш следующий гость является генерируемым компьютером персонажем-вокалоидом из Японии,» Леттерман был невозмутим, хотя зрители хихикали уже от этой нелепой цепочки слов. Его застывшая улыбка говорила о многом. Я понял его положение: Он не мог делать вид, что верит во все это, потому что это было бы слишком очевидно фальшиво. Он просто не мог ничего сделать для поклонников Мику, Почему ее вообще пригласили на шоу, хозяин которого полный ноль в вокалоидах? Он уже объявил о своем уходе; Мику заглянула к Леттерману в гости всего за несколько месяцев до конца его легендарной тридцатилетней карьеры на телевидении.

Выражение на его лице во время его внезапной отставки было очевидно. «Теперь ваша очередь, парни,» казалось, думает он. «Мы делаем первые шаги в странном новом мире, и нет никакого шанса на возвращение.»

kotaku.com  Matthew S. Burns 30/04/2016 MikuExpo 2016 Seattle

120 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Волча

Занимаюсь новостями и ухаживаю за сайтом.
Не хотите присоединиться?
1+

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.